пятница, 14 августа 2020 г.

Почему «Птерозавры» такие дорогие и что с этим делать

Итак, «Птерозавры» в продаже. Сегодня они продаются в Лабиринте по 2746 рублей, то есть 37 долларов по нынешнему курсу. Для сравнения: оригинал можно взять на Амазоне за 22 доллара! Конечно, придется еще прилично заплатить за доставку в Россию, да и по-английски такую книгу осилит не каждый, но сам факт! Не припомню такого, чтобы переводное издание стоило дороже оригинала. 

Попытался разобраться, почему так получилось и что делать тем, кто хочет читать хорошие книги по адекватной цене. И заодно ответить на вопросы, которые мне встречались в сети.

Что ж так дорого-то?

Короткий ответ: потому что качественные книги дешевыми не бывают. Чтобы красивая книга появилась на полке, на нее нужно купить права, потом перевести, отредактировать, сверстать, напечатать, развезти по магазинам и продать. Все это стоит денег. Вот, например, табличка из статьи Максима Ильяхова о выпуске книги «Пиши, сокращай» (рекомендую всю статью, открывает глаза на многое):

Как видим, дело не в том, что кто-то в издательстве хочет себе новый бентли

В случае «Птерозавров», конечно, есть особенности. Не нужно было платить роялти, зато нужно было покупать права у американского издателя (т. е. за доллары) и платить гонорар переводчику. Но основные составляющие цены — это наценка магазинов и расходы на типографию. 

А вот у Альпины книга «Динозавры» вдвое дешевле!

Да, «Динозавры» — это тоже большая и красивая научно-популярная книга. У них даже формат одинаковый: 268×210 мм. И при этом «Динозары» на сайте издательства стоят 1050 рублей. Но напрямую их сравнивать нельзя. «Птерозавры» в полтора раза толще, у них вчетверо меньший тираж, и они изданы на мелованной бумаге, а не на матовой. На фото это сложно передать, но если положить две книги рядом, разница в качестве печати бросается в глаза. 

Когда в книге много диаграмм и схем с мелкими деталями, качество бумаги играет большую роль

Конечно, мы читаем книги ради текста, поэтому можно сказать: «ребята, напечатайте без цвета, хоть на газетной бумаге, лишь бы подешевле было». Но лично я люблю качественные издания на хорошей бумаге в твердом переплете и готов за них платить. Так что издательствам каждый раз приходится выбирать: сделать издание попроще, но тираж побольше, или наоборот. Альпина выбрала первый путь, Фитон — второй.


А вышли бы «Птерозавры» в другом издательстве, и цена была бы другая!

Может, да, а может, и нет. Авторские права и печать стоит дорого для всех. Вот, например, книга «История научной фантастики Джеймса Кэмерона», в которой Джеймс Кэмерон (!) взял интервью у шести самых значимых людей в научно-фантастическом кино: Гильермо дель Торо, Джорджа Лукаса, Кристофера Нолана, Арнольда Шварценеггера, Ридли Скотта и Стивена Спилберга. Казалось бы, беспроигрышный вариант: фантастику люди любят, так что можно делать большой тираж. Книга вышла в издательстве АСТ, у которого с деньгами все хорошо, так что можно было сделать книге хорошую рекламу. И страниц в книге 224 — на 80 меньше, чем в «Птерозаврах». А цена на Лабиринте — 3394 рубля. И это я молчу про «Калейдоскоп исчезнувших миров». Он стоит 4К — и никто не жалуется.

Мда, по нынешним временам эта подборочка стоит больше 8000 рублей

А электронная версия будет?

Думаю, будет, но не сразу. Увы, во всех интервью представители издательского бизнеса твердят, что пиратство у нас очень сильно. Вот, например, свежее интервью с совладельцем Альпины Алексеем Ильиным:

«огромный уровень пиратства по-прежнему сохраняется, и сколько сейчас издатель теряет от пиратских скачиваний, совершенно непонятно, но в любом случае пиратских скачиваний намного больше, чем легальных. И это по-прежнему серьезная проблема»

Поэтому я думаю, что пока первый тираж не раскупят, электронной версии не будет. А вот когда первый тираж разойдется, тогда можно ожидать и второго тиража с более низкой ценой (а может, и на «бюджетной» бумаге), и электронной версии, и, надеюсь, покупки прав на новые книги по палеонтологии:)

Потому что новую книгу Брусатти наверняка выпустит Альпина. Антон Нелихов тоже найдет издателя на свою очередную книгу. Но я даже не знаю, кто кроме «Фитона» мог бы издать, например, книгу об ископаемых морских рептилиях. Или Princeton’s Field Guide to Dinosaurs Грегори нашего Пола. Не Бомбора же. 


Я просто хочу читать хорошие книги и не платить за них кучу денег. Как быть?

Не проблема. Хочешь, чтобы было сделано хорошо — делай сам. Например, через краудфандинг. Собери с людей деньги, а потом на них уже покупай права, переводи и печатай. И все будет честно. 

Скинется много людей — сделаешь большой тираж, снизишь цену.

Скинется мало — маленький тираж по дорогой цене.

Скинется совсем мало — краудфандинговая платформа скажет, что сбор денег не состоялся, вернет всем деньги, книги не будет.

P. S. Напомню: я не издатель, я переводчик, и сужу с переводческой колокольни. Иногда переводчики получают роялти, то есть отчисления, пропорциональные числу проданных книг. Я — нет. Мой гонорар за «Птерозавров» не зависит от продаж книги. Но книга мне нравится (а иначе зачем бы я ее переводил?), так что мне интересна ее дальнейшая судьба.

Потому и пишу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий